Природное любопытство порой заставляет меня перекапывать горы информации в Сети в поисках тех крох данных, которые откроют глубокий или не очень смысл некоторых явлений нашей жизни. Иногда интересная информация сама прыгает на монитор ноутбука при просмотре очередного сайта.
Вероятно, постоянный читатель проследил динамику пополнения рубрики «Занятности». В общем-то я и не скрываю своего любопытства, ведь вокруг столько разностей-занятностей, которым обычно не придают особого значения.
Сегодня рассмотрим некоторые вещи из повседневного гардероба, обратим внимание на простые детали такой одежды, а также попробуем разобраться, зачем эти детали нужны.
Помпон на шапке.
В прошлом, как и некоторые другие детали нашей повседневной одежды, помпон имел военное значение. В 18-19 веках он был одним из армейских знаков отличия. Цвет и форма помпона могли сказать является ли его владелец офицером или простым солдатом, а также к какому роду войск он относится.
Довольно частым явлением был помпон на бескозырках французских моряков. Но у них он служил своего рода защитой: выполнял роль смягчающего буфера между головой и невысокими потолками узких помещений кораблей того времени.
В гражданскую жизнь шапки с помпонами перешли примерно в 60-х годах прошлого столетия. Своеобразную моду на эти детали гардероба переняли футбольные болельщики. Этим персонажам помпоны вряд ли могли помочь избавиться от травм, полученных в драках между фанатами различных команд. Та же ситуация с лыжниками, которые следом взяли на вооружение тот же атрибут одежды. Даже в случае легких падений, помпоны не могли сохранить носителя от синяков и ссадин.
Другими словами, утратив связь с военной униформой, помпон полностью лишился своей сомнительной функциональности. Однако, это не помешало превратиться в декоративную деталь и милый атрибут зимы.
Брюки-карго и их боковые карманы.
Первый вариант брюк-карго появился в конце 1930-х годов в качестве части униформы солдат британской армии. Только тогда они выглядели слегка по-другому: правый карман был расположен на обычном для нас месте — сбоку на уровне колена. Ну а левый нашивался на переднюю часть штанины на уровне бедра, и был более объемным. Его предназначение на тот момент — хранение маршрутных карт.
Ввиду своей универсальности и удобности использования в повседневной жизни солдат, британская разработка довольно быстро была внедрена в армиях других стран.
Привычный современному человеку вид брюки получили в середине Второй Мировой Войны. В 1942 году они становятся частью комплекта армейской униформы, предназначенной для парашютных дивизий. При этом левый карман переехал с бедра на бок штанины и стал служить хранилищем рации и боеприпасов.
Углядев в очередной раз в стиле «милитари» сочетание удобства и моды, гражданские модельеры перенесли брюки-карго из армейского гардероба в гражданский. Функционал брюк приглянулся обывателю: в карманы, даже и не такие объемные, как а армейских моделях, можно без труда поместить все необходимые мелочи, и не нужны никакие дополнительные сумки и рюкзаки.
Свитшот — спортивный свитер с треугольником.
Сегодня треугольник на горловине свитшота, скорее всего, никого не удивит. Зачастую нынешняя форма треугольника на таких спортивных свитерах лишена своего исторического назначения и вносится производителем на изделие одежды исключительно как дань прошлому и моде, ведь без этих двух перекрещенных швов, просроченных под линией воротника, свитер кажется незаконченным и неполной.
Изначально, когда термин «спортивный» применительно к одежде означал, что эта одежда используется исключительно в спорте, небольшой треугольник нашивался основанием вверх на воротник свитшота и спереди, и сзади. Ворот получал от него эластичность, что способствовало быстрому натягиванию свитера через голову. Также он впитывал пот, поскольку треугольник состоял из тонкого рифленого хлопка, точно такого же, как на манжетах рукавов. Также простроченная V-образная деталь свитшота предохраняла воротник от быстрого растяжения, слегка утягивая горловину. Это позволяло дольше сохранять опрятный вид вещи.
Чайка на заднем кармане джинсов.
Двойная прострочка в виде чайки появилась на заднем кармане джинсов ровно 140 лет назад, в 1873 году. И как бы ни было удивительно, это был исключительно декоративный элемент. Такая прострочка на текущий момент является одним из старейших товарных знаков, используемых в производстве одежды. Принадлежит товарный знак, как не трудно догадаться, компании Levi’s.
Чаще деталь называют арочной строчкой, иногда — «чайкой» или «орлиной меткой». Считается, что такая странная форма была скопирована с размаха крыльев орла, одного из символов США.
Думаю, нужно отметить, что этот товарный знак принес компании-изобретателю как много головной боли, так и не один миллион долларов судебных выплат. После джинсового бума в моджной среде и начала повального производства джинсовой одежды, дугообразная прострочка раз за разом становилась центром скандалов и судебных исков. Довольно много компаний пыталось в разное время использовать такой опознавательный знак в производстве собственных джинсов. Они изменяли кривизну линии и декорировал строчку кожей, убирали вышивку на одном кармане и рисовали её краской вместо ниток. В общем итоге Levi’s более сотни раз участвовала в разнообразных разбирательствах, заработав на простом двойном шве приличные деньги.
Петля на лацкане пиджака.
Общепринятое мнение, что петля на лацкане пиджака создана для закрепления в ней бутоньерки, не совсем корректно. Изначально она использовалась на мундирах как обычная петлица, с помощью нее воротник застегивался на пуговицу, которая находилась на правом лацкане.
С течением времени мундиры превратились в пиджаки, пуговица исчезла за ненадобностью, а петлицу стали использовать для крепления бутоньерки. Еще некоторое время спустя петлю также стали вставлять значки и другие предметы отличий.
Некоторые современные производители пиджаков не просто нашивают на лацкан петлицу, но и добавляют с обратной стороны лацкана перекидную петлю для более надежной фиксации цветка. Среди модников и модниц ходит мнение, что такая перекидная петля отличает дорогой качественный пиджак. Периодически встречаются изделия с двойную петлицей, или с петлицей на правом лацкане, и другие вариации на тему. Они, полагаю, могут нести исключительно декоративный характер.
Горизонтальные петли на рубашках.
Я люблю носить рубашки, поэтому часто сталкиваюсь с этими неудобными горизонтальными петлями на воротнике и в самом низу пуговичного ряда.
Эти петли делают горизонтальными для того, чтобы снизить риск самостоятельного расстегивания пуговицы. В этих двух местах расположения пуговиц рубашки во время движения создается максимальное напряжение ткани. Простая и удобная в обращении вертикальная петля не способна выдержать такое напряжение, из-за чего растягивается, создавая свободное пространство для самовольного расстегивания пуговицы.
Давление в этих местах на горизонтальной петле приходится на её угол, что препятствует выскальзыванию пуговицы из петли.
Также я обратил внимание, что не все рубашки имеют внизу горизонтальные петли, поэтому, не стоит переживать, если сейчас вы не смогли найти внизу рубашки такой петли, её используют не на всех моделях.
Билетный карман.
Нужно сразу оговориться, что найти третий или, как его иногда называют, «билетный» карман можно далеко не на каждом пиджаке. Его можно увидеть в основном на классических пиджаках британского стиля, при чем чаще всего на тех, что пошиты на заказ.
Расположен такой карман чуть выше правого бокового. Он имеет меньший размер и бывает как с клапаном, так и просто прорезанным.
Нашивать такие карманы на пиджаки начали в середине 19 века. Его было удобно использовать в качестве в качестве хранилища для различных билетов, мелких монет и ключей. Также в него клали часы на цепочке, и другие обременительные мелочи, однако, закрепилось за ним название «билетный».
Современный билетный карман, являясь в большей степени отличительным знаком дорогого пиджака, все-таки не остается без работы. В нем всё также удобно носить небольшие предметы, необходимые в быту владельца: визитные карточки, кредитки и зажигалки.
Стрелки на брюках.
Появление стрелок на брюках относят на конец 19 века, когда Европа переживает бурное развитие индустриализации, и как одно из следствий — фабричный пошив готовой одежды в большом количестве.
Большая часть готовой продукции отправлялась на другие континенты морскими, речными путями и через океан. Для экономии места в трюмах и укладки в них большего количества товара, одежда перед погрузкой прессовалась. Конечным покупателям было очень трудно избавиться от появившихся в ходе таких путешествий жестких складок, поэтому на них просто не обращали внимания. А через какое-то время деффект прижился и вошел в моду.
Каблуки на ботинках.
Своеобразные первые каблуки появились еще в Древнем Египте. Обувь с подъемом под пяткой тогда носили крестьяне. Такая обувь облегчала передвижения по рыхлой вспаханной земле.
А тот вид каблука, каким мы его привыкли видеть, появился значительно позднее. В позднем Средневековье их прибивали к подошве сапог для того, чтобы во время верховой езды нога лучше держалась в стремени и не скользила. Более того, каблуки помогали в фиксации военного всадника, когда он поднимался в стременах для прицеливания.
Позднее обувь с каблуком заимствуют и пехотные войска. Солдатам требовались надежные сапоги на толстой подошве и с удобным каблуком, которые могли служить дольше и помогать переносить долгие марш-броски. Далее, как повелось и в остальных военных «примочках», каблуки появились на гражданке. Примечательно, что исключительно в мужском гардеробе, в в женский они перебрались только в 17 веке.
Современные каблуки стали меньше (во всяком случае мужские) и сейчас, в отсутствие каждодневных конных поездок и арбалетной стрельбы из седла, сохранились в основном для удобства ног.